Бабонька (Откровенный разговор с Ириной Аллегровой)

Как вам объяснить феномен АЛЛЕГРОВОЙ, не впадая при этом в велеречивую банальщину, где опорные слова - "народная певица" и "все творчество посвящено тяжелой женской доле"? Как и все в нашей стране, и ее звездность определена не только умением петь. Нам этого мало. 

НРАВ

А ведь - посвящено, а ведь - народная.

- Ирина, как вы объясните, что к вам нейтрально не относятся: одни говорят о вас ласкательно "наша Ирочка", другие склоняют вас постоянно за вспыльчивость, эксцентричность, агрессивную импульсивность? Такой разброс вас устраивает?
- Однозначно характеризуют только людей безликих, пустых, никаких. Поэтому мне нравится быть неоднозначной, противоречивой. Я такая, какая есть. Порывистой и непредсказуемой я была смолоду.
- Но почему сегодня бы избегаете контактов с прессой? Что за этим - недоверие, страх?
- Понимаете, случилась классическая эволюция: раньше, когда мне очень хотелось общаться с журналистами, они не стремились к этому. А сейчас - после нескольких статей, которые выходили с якобы моими суждениями и мыслями и где были жутко переделаны и перефразированы эти самые суждения и мысли, я стала не то чтобы избегать прессу, но быть очень осторожной и избирательной в контактах.
- Грех не оценить вашу осторожность, когда вы вместо напрашивавшегося слова "переврали" великодушно и дипломатично сказали "переделали".
- Я стараюсь быть максимально доброжелательной в любых проявлениях.
- А если прозвучит скабрезность откровенная, что-нибудь из подзаборного репертуара?
- Если я не найду нужным ответить, опуститься до уровня, который не обсуждаем, я этого не сделаю. Я достаточно мягкий человек в жизни, но с очень серьезными и глубокими принципами. Со сторонними людьми я особенно деликатна и застенчива - как ни странно и ни (самую малость) обидно, на сегодняшний день это качество мне присуще тоже...
- Простите за возможную бестактность: исходя из вашего репертуара, нам сдается, что вы не очень счастливый человек...
- А мне кажется, вы хотели сказать "несчастный", нет?
- М-м-м...
- "Несчастный" - это не про меня, хотя, с другой стороны, я уверена: постоянно счастлив может быть только полный идиот... Я хочу превознести те полосы, когда мне бывает несладко. Это парадокс: вроде "черные дни", которые нужно что есть мочи избегать, а я держу похвальное слово... Но прелесть в том, что "плохо" сменяется "хорошо" и "очень хорошо". Мне необходимо ощутить себя в чем-то обделенной - для того, чтобы у меня потом заново выросли крылья и снова народилась жажда полета.
- Но песни-то в большинстве своем вы все равно поете меланхоличные, грустные, с потаенной и очевидной драмами.
- Я могу вам на это сказать, что большинство песен просто совпало с какими-то проблемами в моей личной жизни.
- Выходит, проблем шибко много?
- Это нормальные женские проблемы, и их количество тоже нормально. Короткий ответ: бабская тема, тема бабы, которая умеет любить, умеет чувствовать все нюансы жизни, у которой высокий болевой порог... Которая счастья хочет, а счастья зачастую нету.
Наша женщина кошмарно закомплексована, настолько привыкла к робе и кувалде, что невероятно сложно ее раскрепостить, избыть эти жуткие комплексы, сообщить чувство достоинства, осознание того, что женщина достойна лучшего жребия...
- Это почитай утопия - в первую очередь имея в виду саму традицию воспитания. Вы не согласны?
- Ну, это "пораженческие настроения", дорогие мои: под лежачий камень... Сколько я езжу по странам, более забитой, затюканной, униженной бабы, чем у нас, нет. Нету просто! Смотрю я на итальянок: идет дамочка - цветет и пахнет, и "цветение" никак не связано с годами, с возрастом. Она с пеленок знает тонкости искусства, которое называется "как нести себя". И она несет себя так, что дух захватывает и завидки берут. Давно пора у нас реставрировать первозданность понятия "женщина". Меня распирает от любви
к нашим женщинам, от сочувствия к ним, особенно, когда я на сцене. Я обращаюсь к ним, вы слышали: "Бабоньки!" Боже мой, они же всегда считали, что их удел - адский труд, кухня и любовь строго под одеялом, что любовь - постыдное нечто, просто неизбежное...
- Теперь понятно, почему вас называют "жрицей феминизма"...
- О Господи, это еще что такое? Можно без вопросов о феминизме?
- Да, можно. Но от того, что мы не зададим его, с повестки он снят не будет.
- Я питаю не лучшие чувства к подобным вопросам, потому что все они от лукавого. Я пою о любви, о женской доле. Не задумываюсь при этом, как мои песни перекликаются с основными положениями феминистического движения, понимаете? Мой ответ на этот вопрос - в моих песнях.
- И, например, в клипе "Транзит", вогнавшем многих в столбняк...
- А что "Транзит"? Вообще я должна заметить: я произвожу на обывателя не то впечатление, что есть на самом деле. Я вообще-то из семьи актеров: папа - режиссер и актер, мама - певица классическая. Я всегда четко разделяю, где сцена, а где жизнь. То, что я позволила себе в означенном клипе, я никогда не позволю себе в жизни. Мы с родителями не пропускали ни одного концерта в филармонии, ни одной постановки в театре. Наш дом слыл очень открытым, он всегда был заполнен людьми самого высокого калибра, цветом интеллектуальной интеллигенции, умными, добрейшими, обаятельными людьми - отсюда мое убеждение, с которым я "пустилась в самостоятельное плавание", что весь мир такой.
- Вы признали, что росли "как тепличное растение"...
- И это правда. Я ничего не знала про грязь, суету и зло.
- Интересно, как же при вашей взбалмошности вы подчинялись родительскому слову?
- Это было на подсознательном уровне.
- История с табу на кинопоход на картину с цензом "до 16" правдива?
- Да-да! Было такое: мы всем классом решили пойти на итальянскую картину, и я, можно было догадаться, была единственной, кто позвонил маме и спросил у нее разрешения.
- ...и его не получил.
- Но я нисколько не обиделась на это!
- Теперь "поколенческий конфликт" цветет махровым цветом, теперь девчонки разрешаются от бремени в 15 лет (одна газета вышла с крупным заголовком "Символ детства - презерватив, а не сачок для ловли бабочек, как прежде")...
- Я много об этом думаю. Все от невероятной скукоты, серости жизни наших детей, наших девочек несчастных, ничего, кроме бесцветной своей жизни, не ведающих. Мне повезло фантастически: у меня было столько интересов (мне эти интересы сообщили)! Музыка, рисование, театр... Да! Могу рассказать одну историю - забавную сейчас, тогда драматическую...
Дело было в третьем классе. Моя закадычная подруга посвятила меня, так скажем, в тонкости деторождения, у нее сестра училась в медицинском училище. Но мне до этого говорили, что нашли меня под кустиком в саду, и даже показывали этот кустик! И я всем эту родительскую версию излагала, не понимая совершенно, почему она вызывает такую оживленную реакцию, особенно со стороны дворовых мальчишек... Теперь вы понимаете, почему я плакала тогда безудержно и, казалось, безутешно. Спасла меня бабушка, светлая ей память. Она сумела так тонко все мне растолковать, что рассказала обо всем, не рассказав ничего... И я надолго успокоилась.

СЕКС И ЭСТЕТИКА

- Ирина, вы знаете, как вас воспринимает значительная часть публики?
- Ну и как?
- Как роскошный секс-символ.
- Я совершенно не стремилась к этому, вами обозначенному имиджу. Его, как лейбл, мне сейчас приклеили. Хотя, я рассуждаю, если это есть, то каждой женщине, наверное, должно быть приятно, если так ее "трактуют". Но я еще раз говорю: к этому я не стремилась, у меня на первом месте другие заботы. А как я выгляжу при этом или какие эмоции вызываю... Что ж, если дело обстоит таким образом, как оно обстоит, - прекрасно.
- Вас ставят в один ряд с некоторыми вашими сексуально привлекательными коллегами, например Ликой Стар и Натальей Ветлицкой. Как вы к этому относитесь?
- Это неосторожное сравнение. Только ради Бога, не подумайте, будто я уязвлена, нет, просто это неправда. И сексуальность бывает разной. Есть сексуальность, которую я определяю как эстетическую. А сегодня часто имитируется такой вид эротичности. Лика Стар и Наталья Ветлицкая делают это искусственно. Тогда как я ни-че-го не делаю специально.
- Ну хорошо, на каков соседство в подобном "ранжире" вы согласны?
- Ни на какое. Я - сама по себе. Правда, если быть объективной, такая же, как я, но с учетом всех нюансов - Валентина Толкунова.
- А в смысле мастерства конкурентки есть?
- Я настолько знаю свои силы на сегодняшний день, что все другие исполнительницы...
-Понятно.
- Все намеренное, деланное, нарочное, специальное - ненастоящее.

В ГОСТЯХ У ЯНКИ

- Как-то вы признались, что ездите на Запад не "покорять своим искусством", а просто зарабатывать себе на нормальную жизнь.
-Я сказала правду.
- А почему другие не говорят? А говорят, возвернувшись восвояси, о "битком набитых залах", о захлебывающейся от восторга прессе и тэ дз?
- Я никогда никого не сужу и даже не обсуждаю. Я могу говорить только за себя. Я пою про любовь - да, это космическая тема, интернациональная, я хотела сказать, Но если то, что я делаю, я вынесу на Запад, не на эмигрантов, а на коренную публику, они, во-первых, не поймут, ибо элементарно не понимают языка...
- Есть выход, к которому прибегли иные ваши коллеги: петь на "инглиш".
- Петь на "инглиш" я не хочу принципиально! Так вот: я с удовольствием поеду за рубеж еще и еще, но для меня основное - здесь. Для меня важно, чтобы меня воспринимали здесь. Чтобы любили - здесь...

НОРОВ

- Ваше отношение к финансам?
- Отношение к деньгам - тоже показатель достоинства... Но деньги, конечно, абсолютно необходимая вещь, и чем их больше, тем лучше. Однако и это - не смысл жизни. Каждый из нас мечтает об их, скажем так, приличном количестве, но рано или поздно, если ты нормальный человек, понимаешь: столько, сколько грезится, все равно иметь не будешь. Или, может, такое понимание "пронзает" не всех? Во всяком случае, меня оно осенило. У меня есть деньги, позволяющие поддерживать определенный образ жизни, но и все. Ничего астрономического в моих цифрах нет.
- И все же для вас что важнее: работа сама по себе или доход от нее?
- Вы очень интересно формулируете. Это неразделимо: какая работа без материального (в том числе) удовлетворения? Вы какой ответ хотели от меня слышать?
- В котором бы в лучших традициях советского имиджмейкерства ясно был обозначен приоритет творчества.
- Для меня материальное благополучие сверхважно, потому что я представляю лицо своей страны. И я должна вести совершенно определенный образ жизни, держать марку.
- Что у вас в Москве за перерыв случился чуть ли не в год, когда вы (как сами объяснили б интервью), сломались? Что за причина была?
- Да, была жуткая полоса длиной в девять месяцев, когда накатила такая тоска, такая апатия! Но рано или поздно подобные состояния разрешаются и приходит понимание: никуда не деться, надо петь, чтобы был кусок хлеба. И я пошла работать в варьете, в ресторан "Арбат".
- Но вы не сказали о причине накатившей безнадеги. Или она пришла сама по себе?
- Ну, такое само по себе не приходит... Случилось это на концерте одного "папиного сыночка", обделенного даже намеком на голосовые данные, но в силу того, что его отец был знаменитым композитором, ходившим в фаворе... Мне на том концерте отводилась роль то ли задника, то ли разогревающего артиста. Не знаю, почему вдруг с такой силой и пронзительностью я осознала, что никогда не буду так привечаема. У меня нет связей, заручки, нет доброго дяди. В омерзительном искусстве (в кавычках, конечно) блатмейстерства я ничего не смыслю. Значит - все лишено смысла, все мои попытки утвердиться как певице.
- В "Арбате" вы обрели прибежище?
- Если бы... Не будь во мне силы воли, плохо бы мне пришлось. Там были люди, которые издевались надо мной, в том числе и тем, что вменяли мне профессиональную несостоятельность, и все по одной причине, которая обозначает то, к чему все сводится в этом их гнилом мире. Я ни с кем из них не переспала... Не хочу об этом даже вспоминать - так омерзительно.
- Эта "традиция", увы, бессмертна: "через постель к звездам", постель как эквивалент терний.
- Это на самом деле ужасно. У меня нашлись силы для самозашиты, а у скольких их не нашлось? Ужас в том, что важные тузы, которые понуждают тебя к этому, наверняка полагают себя людьми в высшей степени порядочными, моральными, даже не отдавая себе отчета в своих грехах... Обидно, что тут очень многое зависит от везения, от случая. И я не могу сказать, как бы я вела себя дальше, когда б все не повернулось для меня в лучшую сторону. Я много думала о возможности успеха без запятнания, без моральных предательств прежде всего самое себя и отчетливо понимаю, что на отстаивание своего достоинства способны не многие.
- Известно ли вам, что в местах сбора людей известной сексуальной ориентации безумно популярны ваши песни, их предпочитают как геи, так и лесбиянки?
- Ну, если я помогаю им, то я очень рада. Люди слушают, людям нравится - это здорово! Я не побоюсь ни тривиальности, ни фривольности и скажу вот что: каждый человек волен выбирать, а это распространяется и на чисто физиологические потребности. Я уже давно сказала и повторю сейчас (нахожу эту свою мысль довольно удачной): что такое хорошая жена? Это - хозяйка в доме, барыня на людях, проститутка в постели. (Можно грубее сказать, кстати). Поэтому если она, женщина, в одной из ипостасей будет хорошая, а в двух иных плохая, то либо мужчина пойдет искать другую, либо он будет томим постоянным чувством голода - ну, вы понимаете, о чем я... В молодые годы - это аксиома - есть право выбирать для себя то физиологическое общение, которого ты хочешь. Но мне немножко грустно - я не буду говорить слова "жаль", это унизительное слово - мне немножко грустно за тех людей, которые ...я понимаю, что такое бисексуализм, понимаю все это, на академическом уровне даже принимаю... но когда я представляю этих людей в преклонном возрасте, когда они одни, без семьи, безо всякой опоры - это ужасно... Потому что и мужчина, и женщина рождены Господом нашим для того, чтобы продлевать род.

ТУСОВКА.

- Вы всегда особняком, Ирина. Почему?
- Мне претит само слово "тусовка": оно и есть показатель пустоты, чего-то мелкотравчатого, суетного. Нормальные люди из тусовки на меня не обидятся, они поймут: я просто другой человек, и я этого не люблю. Я абсолютно домашний человек, я дом обожаю. А приезжаю в общественные места, чтобы работать, и, мягко говоря, никакой радости не испытываю от того, что теряю время, выжидая конец программы, когда настанет мой черед петь... Я уважаю всех своих коллег, но ведь можно принять, что я немножко по-другому устроенный человек, я не кайфую от этого.

БЛИЦ

- Ваше отношение к Алле Пугачевой и к расхожему мнению, что, обойдя ее несколько раз по всяким опросам на тему "кто кого круче", вы охально заняли ее нишу?
- Алла Пугачева - монумент... Я не люблю это слово, но оно, к сожалению, существует... монумент нашей эстрады. Я ее безумно уважаю, преклоняюсь перед ее талантом, но посмею заметить: я не собиралась занимать ее нишу, я очень хотела занять свою. И если это случилось, то очень хорошо.
- Есть у вас кумиры?
- Вот уж точно кого нет. В моей жизни прошли такие люди с детства, что какие там кумиры!
- Вы организованный человек или спонтанный?
- Природа моя такова, что куда меня несет, туда я и иду или - плыву, или - лечу.
- Говорят, что у вас изначально был не такой хриплый голос. Если так, что это - трансформация по воле обстоятельств или "пафосная хрипотца"?
- Вообще-то я всегда мечтала о голосе с маленькой долей хрипотцы. Но получилось так, что мечта стала явью только вследствие неприятности - в "Электроклубе" сорвала связки.
- Вы с болью говорили о разочарованиях. Часто приходилось сталкиваться?
- Часто.
- А как вы полагаете, в этом смысле вы безгрешны?
- Странный вопрос... Наверняка кто-то и во мне разочаровывался. Но так, чтобы я сама давала к этому повод нарочный, - нет, такого не было.
- Что для вас предпочтительнее - огромный зал или камерный?
- Вот хороший вопрос! Раньше я стремилась к большему пространству, потом - не так давно - я осознала, что весь этот "легкий интим", как я определяю жанр моих песен, должен быть преподнесен в более компактных залах, в камерной обстановке.
- Ваш изъян, за который болев всего приходится расплачиваться?
- Мягкотелость. Отсутствие жесткости там, где она просто необходима. Но я так устроена и ничего поделать с собой не могу. Ох, а надо бы!
- Но вы, безусловно, живете реальной жизнью?
- Да, безусловно. Я не утопистка. Хотя то, что я трезво смотрю на все, не мешает отнюдь моему романтизму. Может, это и парадокс, но не мешает.
- Что вы боитесь больше всего потерять? Достаток или популярность, народную славу?
- Это немножко неправильный вопрос...
- Какой есть. Провокационный.
- Нет, тут нет никакой провокации. Просто налицо взаимосвязь: потеряв популярность, потеряю и деньги. Но запомните: я не люблю слово "популярность", оно поверхностное.

Андрей Вульф, Отар Кушанашвили.
"Джокер" 21 апреля 1994 г.

BACK/НАЗАД

MENU/МЕНЮ

Hosted by uCoz