Непобежденная Ирина Аллегрова: "Даже если хочется, все равно не плачется".

Главное - не смотреть ей пристально в глаза, это я поняла сразу. Потому что можно было запросто потерять нить разговора. Под внимательным гипнотизирующим взглядом ее потрясающе красивых карих глаз хотелось одного: подпереть рукой подбородок, молча сидеть и просто слушать ее. Она - звезда, это факт.

Между тем находиться рядом с Ириной Александровной было очень уютно, поскольку теплом, а не холодом веяло от этой роскошной во всех отношениях женщины. Прекрасное, благородное лицо. Шикарная фигура с осиной талией. Тонкие, длинные, аристократические пальцы, в которых практически постоянно во время разговора дымилась сигарета. Чуть хрипловатый голос. Ноль пафоса, полное отсутствие снобизма и абсолютная, обезоруживающая искренность в общении.

В разные периоды мое отношение к певице претерпевало большие изменения: было все - и обожание, и равнодушие. Но впервые, после ее сольного концерта "С днем рождения!", прошедшего во Дворце культуры металлургов им. С. Орджоникидзе, а особенно после разговора с Аллегровой, я испытала уважение и восхищение этой замечательной женщиной. "Вы очень мужественный человек", - сказала я Ирине Александровне в конце встречи. Она задумалась, а потом ответила: "Просто чтобы милосердно прощать, нужно иметь большое благородство. Королевское". Она и есть королева - непобежденная никем ее величество Женщина.

- Только не спрашивайте про концерт, - попросила Ирина Аллегрова, - потому что все, что я могла бы сказать на эту тему, - я уже сказала, в своих песнях.

- И тем не менее, Ирина Александровна. Я три раза была на ваших сольных концертах. И в каждом из них можно было найти цепляющие моменты. Но впервые я увидела абсолютно другую Аллегрову. Что стало тому причиной: вы настолько внутренне изменились, или композитор Алексей Гарнизов и поэт Евгений Муравьев предложили вам такой песенный материал, который потребовал кардинально нового образа на сцене?

- Во-первых, я всегда была настоящей. Просто не так часто имела возможность раскрыть то, что скрывалось в моей душе. Сегодня моя внутренняя свобода, за которую я "тройною ценою плачу", все, что копилось и бушевало у меня внутри, вырвалось наружу. Я имею в виду творческую свободу. Теперь я не перешагиваю через себя, не пою тех песен, которые мне не хотелось бы петь. Плюс большая благодарность моему режиссеру Алексею Гарнизову, с которым мы говорим на одном языке и работаем вместе уже на протяжении четырех лет.

- Так он же композитор.

"Я научилась с корнем вырывать прошлое, и никогда в него не возвращаться, будь то личная жизнь или работа, или дружеские отношения."

- Не только. Основная его профессия - режиссер концертных программ. Он является доцентом ГИТИСа. Мой папа был режиссером и актером, и он всегда говорил мне, что артист не может работать без помощи режиссера, поскольку взгляд со стороны просто необходим. И благодаря людям, которые со мной сотрудничают, я имею возможность делать только то, что мне действительно интересно, и то, что мне хочется. Свою свободу я завоевала. Потом, извините, годы идут. Нарабатывается мастерство. Из своего жизненного опыта я делаю правильные выводы, хотя удары судьбы все равно оставляют след в душе.

- Мастерство, действительно, можно наработать. И тому немало примеров, когда зрители видят "выхолощенные" концерты, артисты на которых выступают "с холодным носом". От вашего же выступления мурашки шли по коже.

- А это потому, что я не просто "отрабатываю" свои концерты. Я выхожу на сцену и живу жизнью тех героинь, от имени которых пою.

- Иногда читаю про вас: "Популярная певица Ирина Аллегрова". Очень, знаете, коробит это определение. Эпитет "популярная" вы, по-моему, давно переросли. Вам самой как хотелось бы, чтобы вас называли: известная, первая, единственная, звезда? Хотя нынче "звездами" величают чуть ли не всех выпускников "Фабрики звезд".

- Редко бывает, что к нахлынувшей вмиг популярности, молодой человечек относится грамотно и бережно, не расплескивая то ценное, что в нем есть. Поэтому лучше позже вкусить плоды популярности. Конечно, золотая середина - это идеал: когда не рано, не поздно, а вовремя. Мы всегда и во всем ищем именно ее. Но я считаю, что на сцене "серединка-наполовинку" работать нельзя. Надо уметь "сжигать" себя и возрождаться заново. Если бы вы спросили, какая песня в моем репертуаре самая любимая, мне было бы трудно ответить. Потому что планка сейчас взята такая высокая, что мне иной раз становится страшно: а что же дальше? Извините, по-моему, я не совсем точно отвечаю на ваш вопрос.

Голова идет кругом, устала за эти дни безумно. Вы знаете, сейчас все стали настолько одинаковыми. Вот поют молодые девчонки, а я их практически не различаю.

- Зато они "в формате" практически всех музыкальных программ и радио.

"Я не "форматная" певица. И очень этим горжусь".

- Да, я не "форматная" певица. И очень этим горжусь. Мне не нравится, когда я слышу, что кто-то хочет занять чью-то нишу. Я всегда отвечаю: нельзя занять чужую нишу. Надо свою "выдолбить". И большое значение имеет то, каким инструментом ты "выдалбливаешь" эту нишу. Сейчас эстраду наводнили артисты-однодневки. Такое ощущение, что это все делается для "зомбирования": чтобы молодежь ни о чем не думала, ничего не чувствовала. Компьютеры вытесняют книги, мультики идут со всякими "бабайками", как я их называю. У нас дети растут не на красоте. Я не хочу сейчас показаться синим чулком или стареющей дурочкой. Лицезрение красивых молодых женских тел - это прекрасно. Но нельзя же только на одном теле, на пупках с пирсингом и на одинаковых голосах, растить поколение. Это не значит, что молодежь нужно "грузить" проблемами, но у нее должно быть что-то в голове и в сердце. А так называемая сексапильность, взятая с Запада, которая культивируется у нас, - это просто смешно. Все хотят стать второй Бритни Спирс. Да будьте лучше Машей Ивановой, но единственной.

- Какое слово в вашей жизни является определяющим: "надо", "хочу", "обязанность", "доверие", "сомнение"?

- На определенных этапах все эти слова в большей или меньшей степени присутствовали в моей жизни. Когда ты слово "надо" говоришь себе, но при этом в любом настроении и состоянии с удовольствием выходишь на сцену - это большое счастье. Первый удар хлыста - "надо": устал - не устал, болит - не болит, хочешь - не хочешь, но выходишь на сцену. И лишь переступаешь порог сцены, как все забывается. Об этой загадке мне говорил еще папа, светлая ему память. О том, что ее величество сцена - лечит.

- Но сцена, как энергетический вампир, и забирает энергию.

- Конечно. Сон и тишина - это те две вещи, благодаря которым удается восстанавливать силы.

"Я эмоциональная, но отходчивая и не злая".

- Ирина Александровна, однажды вы дали совет всем женщинам: "Никогда не злитесь и никому не завидуйте". Неужели с вашим горячим темпераментом получается не злиться?

- Еще как злюсь. Позавчера был концерт, так я как фурия вылетела, готовая убить своего мастера по свету. Но через 10 минут все прошло - пар выпустила. Потому что это были эмоции, а не изводящая душу черная злость. И поплакать, бывает, очень хочется. Но знаете, даже когда хочется, не особо плачется. С годами вырабатывается непробиваемый панцирь, и даже если душа "плачет", моих слез никто не увидит.

- А вы сентиментальный человек?

- Да. В этом я очень похожа на своего папу, светлая ему память. Я сейчас мысленно вернулась к вашему вопросу об определяющем слове в моей жизни и поняла, что оно все-таки есть - это слово "доверие". Притом, что я не раз убеждалась в истине выражения: "доверяй, но проверяй". Но лично для меня проверять человека, значит оскорблять его этим. Я очень много раз прокалывалась в жизни. Но я никогда не перестану доверять людям, иначе нормальное человеческое общение станет для меня нереальным.

- В вашем репертуаре есть песня: "Фотография 9х12 с наивной подписью на память". А какие чувства вы испытываете, глядя на свои снимки прежних лет? Та Ира и сегодняшняя Ирина - это два разных человека?

- Я нравлюсь себе сейчас гораздо больше.

- А внутренне?

- Конечно, стала умнее. Конечно, изменилась. Силенки-то нарабатываются за жизнь, в течение которой тебя и по головке гладили, и "били" сильно. Не верю, что 20-летние девочки могут выходить на сцену с теми же эмоциями, что и я, и быть при этом убедительными в своем творчестве. Мой возраст - это мой плюс.

- Про вас многие говорят: "self-made woman" - женщина, которая сделала себя сама. Но так ведь "в чистом виде" не бывает. Со сцены вы назвали имена тех композиторов и поэтов, которые открыли вам дорогу в искусство. А в жизни были люди, которые сформировали вас как личность?

- Нет. Меня формировала сама жизнь, поступки людей, ситуации, в которые я попадала. Это все были уроки. Но главное то, что было заложено родителями. Благодаря маме и папе у меня есть жизненные правила, которые я не переступлю никогда. Есть, наконец, заповеди, которые надо соблюдать. Это основа. Это базис. А "надстройка" вырабатывается с годами...

- Вы всегда так трепетно говорите о своей семье, о своем папе. И я думаю, как повезло тем людям, которых вы любите, ради них готовы горы свернуть. В одном своем интервью вы признались: "Для меня как для женщины и матери мои двое детей - дочь и внук - это все.

А сказать, что мужчина, которого я буду любить, для меня - все, не могу". Внука, наверно, сильно балуете?


- Я поняла ваш вопрос. У нас это передается по наследству: моя мама не стала меньше любить меня, когда у меня появилась дочь. В свою очередь я не стала меньше любить Лалу, когда у меня появился внук. Да, я ранняя мама и ранняя бабушка. Естественно, мне очень хочется дать Саньке все то, что в свое время недополучила дочь. Но, к большому сожалению, темп моей жизни, работа, положение не позволяют уделять внуку слишком много внимания. Я не успеваю. А внук у меня любимый, но не балованный. Буквально за пару дней до нынешнего тура я приехала из Израиля и два дня пробыла дома. Спрашиваю внука: "Санька, что ты хочешь, чтобы тебе Дед Мороз в этом году привез?". У него нет недостатка в подарках, но я считаю важным, чтобы ребенок умел мечтать не о материальных вещах.

- Правда, что вы хотели записать пластинку итальянских песен?

- Да, до сих пор мечтаю. Это будет такое развлечение для людей: поставить в машине альбом или на свидании послушать старые итальянские песни. Почему откладываю до сих пор? Потому, что гораздо интереснее петь о душевных порывах на родном языке.

"Я не стерва. Просто я стала сильной".

- Про кого из коллег по цеху можете сказать, что вы с ним одной группы крови?

- Про Валеру Леонтьева. Я не говорю про одинаковое мировосприятие, поскольку это очень тонкий момент. Мы два взрослых, состоявшихся человека, и наверняка у нас очень много различий. Я имею в виду одну группу крови применительно к работе, к нашей профессии. Мы близки по энергетике, и даже сходимся во вкусах к сценическим нарядам. Это очень много на самом деле. Мы с Валерой особенно сблизились в последнее время. Три года подряд рядом отдыхаем в Майами, общаемся, видим друг друга не при "параде". И я замечаю радость в глазах Валерика от каких-то мелочей: от свободы, от расслабленности, когда ты можешь принадлежать только самому себе и своим близким. Вот я выезжаю с детьми раз в год на полтора месяца отдыхать - это счастливейшее время, когда мы все 24 часа живем только друг другом.

- В свое время вы сказали: "Я замужем за сценой". А "развестись" никогда не хотелось?

- Нет, пока, слава богу, такого желания не было. У меня другое желание есть: чтобы каждый мой концерт, каждый выпуск альбома становился событием.

- Ну, про презентацию вашего нового альбома "С днем рождения" написали, что она закончилась триумфом.

- Мне было очень приятно, что такие певцы, как Леонтьев, Пугачева, Долина, пришли на презентацию моего альбома.

- Особенно впечатлил ваш дуэт с Григорием Лепсом, которого я безумно люблю.

- Мне очень нравится Гриша и его сумасшедшая манера исполнения песен. Когда мы записывали песню, я предложила: пусть сначала он поет, а я "подстроюсь" под него. Гриша не согласился. В результате каждый записывался сам, а потом выяснилось, что он тоже сработал в моем стиле. В принципе, я знаю, что такое ощущать локоть товарища на сцене, что такое групповое пение. И мне как человеку с музыкальным образованием достаточно просто перестроиться для работы в дуэте. Сейчас зачастую артисты поют дуэтом либо для того, чтобы подтянуть друг друга, либо взрослый, состоявшийся певец берет "молодняк", чтобы вызвать к собственной персоне дополнительный интерес. А когда на сцене встречаются два мастера, то им действительно есть что сказать зрителям. И это ни в коем случае не дань пиару.

- Вы не устали от вопросов, насколько те истории, о которых вы рассказываете со сцены, можно спроецировать на вашу жизнь?

- Меня часто спрашивают: о себе ли я пою в своих песнях? Я пою ее Величество Женщину, в разных ее ощущениях и состояниях - разочарованную, счастливую, любую. В каких-то песнях проскальзывают и автобиографические фразы, но их не так много. Когда я рассказываю историю, то живу жизнью той женщины, о которой пою. Я не иду на сцену, чтобы просто развеселить. Я иду к людям, чтобы помочь им пережить какие-то ситуации. Недавно в прямом эфире на Первом канале одна молодая женщина высказала мне благодарность.

Она была близка к самоубийству, находилась в страшной депрессии, и я вытащила ее из петли. Не я, в буквальном смысле, а мои песни. Значит, она услышала в них что-то такое, с чем нужно и можно продолжать жить. Через любую неприятность, любое предательство нужно перешагнуть. Это не означает "идти по трупам". По "трупам" идти нельзя. А переступить через свои неприятности и начать жить с чистого листа - надо. У меня в альбоме "Все сначала" есть такая строчка: "Когда чувства в меру - мне скучно. Я начинаю все сначала". Это про чувства. Но то же самое можно сказать и про работу, и про друзей. Надо воспринимать как данность: к сожалению, есть плохие люди. К счастью, есть хорошие. Для меня оскорбительно, если мне не доверяют, потому что я за свою жизнь никого не обманула. Если мне с человеком плохо, то я избавляю и себя, и его от неискренности подобных взаимоотношений. Для меня не существует понятия жить ради детей. Можно жить врозь, но все делать для детей. Кто-то считает меня стервой и боится ко мне подойти. Я не стерва, просто я стала очень сильной. Все поступки, которые я совершала в жизни, были правильными. Я научилась с корнем вырывать прошлое и никогда в него не возвращаться, будь то личная жизнь или работа, или дружеские отношения. Купить меня нереально.

Правда, есть фраза: мало не берут честные люди, много берут все. Но я не уважала бы себя, и мне было бы стыдно перед своими детьми, если бы пошла на такой компромисс. У меня ответственность перед внуком. Я хочу, чтобы он смеялся над "желтухой", которую про меня пишут, и никогда не усомнился в том, что бабка-то у него нормальная.

- Как я уже говорила, до нынешнего вечера я трижды была на ваших концертах. Каждый раз с прилежностью первоклассника заранее готовила вопросы, надеясь на встречу. Не получалось. Признаюсь, что нынче ничего подобного не делала, поскольку считала это плохим знаком. Я знаю, что в последнее время вы испытали достаточно негатива от желтой прессы. Но с чем были связаны прежние отказы: с недоверием к провинциальным журналистам или нежеланием раскрываться перед незнакомыми людьми?

- Вы все сказали правильно, за исключением фразы "в последнее время". Именно в последнее время желтая пресса, наконец, оставила меня в покое. Она же придумывает несусветные небылицы, а обыватели в них верят. На это можно смотреть сквозь пальцы.

Но несколько лет назад выходили явно заказные статьи, которые выставляли меня в совершенно безобразном свете. Меня "женили" семь раз за год. О любом человеке, с которым я появлялась, писали, что у него со мной роман. Вот вы говорите: не давала интервью. Просто большинство журналистов интересует то, о чем мне не интересно разговаривать. Да я лучше ничего не буду говорить - идите, пишите свои ощущения, но ни одного моего слова в этом тексте не будет. Сейчас в журналистику идут большие выдумщики, которые умеют придумывать всевозможные истории про знаменитых людей. Когда про меня написали, что меня изнасиловали в возрасте 14 лет в горных степях, где я пасла с папой баранов, - это, простите, что? Это бред. После одной заказной статьи, ставящей целью подпортить мою репутацию, у меня в первый и в последний раз полились слезы. И я сказала фразу, которую могу повторить: это несчастье, что нет моего папы, светлая ему память.

Но это счастье, что он такую статью не читал. Как честный, правильный, порядочный человек, он бы просто ничего не понял. То из меня алкоголичку сделали, то, оказывается, что я старейшая на российской сцене лесбиянка. Вот скажите, как к этому можно относиться? А общаться просто так и отвечать на глупые вопросы у меня нет никого желания.

- Деликатно интересуюсь, вы сегодня не напрасно потратили свое время?

- Мне было приятно общаться с вами, а это говорит о нашем взаимном уважении. Думаю, что я вам очень много сказала, Наташа. Гораздо больше, чем собиралась.

Наталья Романюк
"Магнитогорский рабочий" от 26 ноября 2005 года.

BACK/НАЗАД

MENU/МЕНЮ

Hosted by uCoz