"Энциклопедия шоу-бизнеса с Отаром Кушанашвили" - Ирина Аллегрова

Ирина Аллегрова

ОМ продолжает публиковать собранные Отаром энциклопедические сведения о заметных персонажах отечественного шоубизнеса. В этом номере - Ирина Аллегрова, женщина с прямым позвоночником

Прo Ирину Аллегрову давно известно, что песни от лица брошенной, оставленной, посланной, но не сломленной женщины - ее кислород. Она умеет их исполнять лучше всех на Руси. Алла тоже умеет, но Алла сильна надрывом, а Аллегрова - вызовом: "Я своего счастия все равно дождусь, хоть вот такого малюсенького!.."

Такие песни, как у Аллегровой, может исполнять только женщина с прямым позвоночником. У нее - такой. Я иногда, с целью погасить очередной приступ разгулявшейся ностальгии, ставлю раннюю Аллегрову - и понимаю, что через ее песни можно представить себе женщину, каковая расцветала в те годы, и самые те годы, полные отчаянной, но, вы знаете, весьма обаятельной лжи.

Аллегрова поет некоторые свои, и лучшие, песни от лица женщины, балансирующей на скользком от глины обрыве, но при этом не панически истерящей, но дерзко улыбающейся. Я привечаю таких дамочек. Они - да, сложны, но когда ты с ними ладишь - это с ума сойти как здорово. Ее простоту часто путают с простоватостью. Одно бесспорно: в Аллегровой нет омерзительной ликерной приторности; сразу видно, что это не тот человек, что воротит нос от простых вещей, простых эмоций.

Я знаю большое количество достойных женщин, которых злодейка-судьба свела с урюками и которые полагают песню "Транзитный пассажир" своим гимном. Ах, какое это было благолепие: Аллегрова, вся в белом, надрывно рассказывала нам про несбывшуюся мечту и напослед, исподлобно, полушептала: "я не вернусь". И сразу - чувство вины, и сразу - шум в сердце.

Наши поющие люди нелепы еще и потому, что полагают указательный палец главным своим инструментом. Они допелись до того, что уже песенки начиняют нотациями. Аллегрова слишком умна, чтобы позволить себе менторствовать. Она лишь призывает, желая облегчить участь: "Верьте в любовь, девчонки". Да, плакатно, но ведь по-человечески. А не это оглашенное: "Идите за мной!" Отдаю продвинутым себя на растерзание, но в какой же неизбывный восторг меня ввергает, когда Аллегрова, всматриваясь в зрительный зал, с легкой укоризной, но с очевидно не испарившейся любовью поет: "Одной рукой ты гладил мои волосы, другой топил на море корабли".

Не Тацит в подлиннике? Не Тацит. Отчего же я начинаю на этой строчке ерзать? Странное дело, даже когда Аллегрова исполняет песни в качестве занозистой бабенки, у меня всегда возникает чувство вины перед всеми барышнями, что имели несчастье меня обнимать ("Когда я вверх летела, ты с кем-то падал вниз...").

Когда Аллегрова исполняет песни в качестве занозистой бабенки, у меня всегда возникает чувство вины перед всеми барышнями


Она - мастерица картинно поерничать. Например, поет песенку "Бабы-стервы", где напрямки декларирует женскую готовность объегорить нашего брата на третьей секунде общения. Если не знать, КАК при этом улыбается Аллегрова, можно попасться на удочку. Только ей одной можно спустить отчаянный мелодраматизм, который в любой иной интерпретации слушался бы и смотрелся тошнотворно: "Замерев перед запертой дверью, Ты поймешь то, во что сам не верил: За клочок этой крохотной суши Ты отдашь покаянную душу". Она поет о том, что сама пережила, вот почему ей простительно. Стоит женщина у скрещения дорог, не знает, куда идти дальше, знает только, что она отдала всю себя, и если это - преступление, то пусть, то пусть будет плохо. А тому... другому... человеку, пусть ему будет хорошо. Но за все воздастся. Вот за эту патетику, переведенную на нормальный русский язык ("Дрожит во мгле береговая линия, И наступает ночь со всех сторон, Но не тебя жду отныне я, И не тебе прощальный шлю поклон..."), ее любят дамы с большей-меньшей лирической биографией. Аллегрова - их полпред, их адвокат. Всадник Мести. И тут же, после этой вендетты, в альбом включается песня с элементарным, но программным наименованием - "Люблю мужчин". Кто бы сомневался! Подошли к сухому остатку. Я приветствую вас особым кашлем давнего пневматика. Кашляните, слышите ли вы меня. Хорошая ли певица Аллегрова? Она - наша певица. Она так и не научилась древней науке вранья. Прежде чем спеть песню она листает страницы своей биографии: есть совпадения - нет совпадений, если есть - споет, поборовши робость, потому что это сложно, эмоции как-никак, а изображать он не будет. Не хочет и не умеет.

Изображая, "Не опоздай" не споешь. Или "Я улыбнусь тебе сквозь слезы". Не станем усложнять ни меня, ни Аллегрову. Я прежде всего очарован ее честностью, которую появляющиеся каждый день звездульки только оттеняют-подчеркивают.

Кто-то же должен воскликнуть: "Как я любила грибные дожди, лыжи и веру, что все впереди!"

Пусть это будет Аллегрова. А не эстеты какие. В их случае все страсти рукотворные, срежиссированные. Слишком стерильной жизнью живут. А Аллегрова нашей. Тяжелой. Нелепой. Яркой. Смешной. Больной. Настоящей.

Текст: Отар Кушанашвили
Журнал "ОМ", май 2005 г.

BACK/НАЗАД

MENU/МЕНЮ

Hosted by uCoz