Ирина Аллегрова: «Улыбка сквозь слезы»
У нее действительно грустные глаза, о чем она сама потом сказала.
Не холодные и закрытые для посторонних. Позволяющие установить контакт,
но сразу спрашивающие: «А с чем ты пришел, ты сам добрый?" Мне всегда в
подобных случаях начинает казаться, что, наверное, доверять мне не следует.
Лучше самому остаться за границей, не переступая ее, а эти глаза пусть думают,
что хотят. Но они поверили, и я, честно говоря, этому рад. Потому что Ирина
обещала спутникам освободиться от меня через полчаса, а проболтали мы два.
— Ирина, насколько я знаю, вы сейчас живете в предвкушении творческих
свершений...
— Да, сольники в "России" — это событие. Они пройдут с 26 февраля по 1
марта. В это же время должен выйти новый альбом "Незаконченный Роман". Мы
работали над ним в Нью-Йорке, Все песни написал Игорь Крутой, Заглавная
композиция уже хорошо известна, но на моем альбоме она еще не появлялась.
А вообще-то я хотела назвать диск очень трогательной строкой - "Я улыбнусь
тебе сквозь слезы..." Мне часто говорят, что, даже когда я смеюсь, у меня
грустные глаза. Кстати, я не обещаю какого-то супершоу на февральских концертах.
Для меня главное, когда в зале зритель, и я перед ним в луче света. Мне
всегда есть что сказать. Слова песни должны сначала тронуть меня, а потом
уже я передам свое настроение людям. "Не свое" я сразу же отметаю, так что
на новом диске все песни будут очень бабские.
— На Аллегрову обратили внимание из-за песен экспрессивных. А душе-то
что ближе?
— Лирика. И сам Игорь Крутой, с которым мы сейчас работаем, в душе лирик,
ему тоже интересней делать такой материал. Да и в последних моих "залихватских"
песнях главное не просто набор повторяющихся слов в припеве, а какая-то
история. Как в ''Сударе", "Все мы, бабы, стервы" - пример.
— Ну вот вы все - Крутой да Крутой. Как думаете, такая клановость, коллегиальность
не мешает творчеству? Артист должен быть заложником какого-то композитора?
— Сейчас мы выпускаем второй авторский альбом Крутого, а на моем диске
'Императрица" я пою песни разных композиторов. Мы с Игорем сделали тур по
Сибири, несколько концертов на Украине, Такие выступления приобретают для
меня особый фасон, это интересно. Но я даю достаточно много концертов, где
не исполняю исключительно песни Игоря.
— А как же получилось, что на творческих вечерах другого Игоря - Николаева
- вы не появились? Ведь именно его песни в свое время принесли вам серьезный
успех.
— К сожалению, именно в это время шла заранее запланированная работа в
Нью-Йорке. Это не значит, что с Николаевым у нас плохие отношения. Я всегда
говорила, что если бы не было в моей жизни первого Игоря, то не было и второго.
С Николаевым мы не работаем уже пять лет.
- А Чайка?
- Я считаю, что записала сливки его материала - "Транзитный пассажир",
"Угонщица", "Сквозняки".
- "Транзит" часто приписывают Крутому.
- Нет, не Крутому, а Николаеву. Эта песня была сделана перед сольными концертами
в "Олимпийском" в 1992 году. Отказаться от материала Чайки было бы с моей
стороны просто глупо, а ведь Игорь Николаев на меня из-за этого даже обиделся...
- С клипами на песни Чайки странные вещи получаются. С "Транзитом" был
скандал, потом для Моисеева он написал забавные такие песни.
- Не в обиду вам и вашим коллегам будет сказано, но скандалы эти придумывает
и раздувает пресса. Не было с "Транзитом" никакого скандала. Нужно было
проникнуться историей, рассказанной в песне. Но начали выяснять, мое ли
было обнаженное тело в клипе или дублерши. Я живу в своем мире, не тусуюсь,
поэтому скандального обо мне сказать нечего. Может, хочется, но повода нет.
Поэтому начинается высасывание темы из пальца.
- Простите, но это наивно. Обсуждение каких-то тем может быть инспирировано
вашим окружением в рекламных целях.
- Нет, все люди, с которыми я работаю, знают мое отношение к таким вещам
и никогда бы подобного делать не стали. Такая популярность мне не нужна.
Когда произошел тот инцидент с милицией, я вполне могла бы уладить его своими
силами, поставить на место этих хамов. Но появилась заметка в газете, и в
результате мне пришлось делать пресс-конференцию, чтобы объяснить ситуацию.
- Если у вас такой подход к подобной нежелательной рекламе, пресс-конференция
должна была бы выглядеть в ваших глазах метанием бисера перед свиньями.
- Я делала это для своих слушателей, которых свиньями не считаю. Люди,
которые меня любят, не привыкли слышать обо мне такие вещи. Я не стала доводить
дело до суда, что лишний раз доказывает мою нелюбовь к скандалам.
- В последнее время на "российском эстрадном небосклоне" развелось столько
людей, называющих себя звездами, что под небосклоном этим просто опасно
ходить — может свалиться на голову. Вы-то как считаете — существует отечественный
институт звезд? И кто тогда вы в таком случае?
- Этот штамп, конечно, уже приелся. Вы сами как думаете?
- Для наших просторов звезда — это человек, который на этих самых просторах
регулярно собирает аншлаги. Причем не в сельских клубах. По-моему, так.
- Вот с этим у меня проблем (тьфу-тьфу-тьфу) нет. Лучший пример. В Киеве
в течение двух месяцев подряд шли концерты "Песни года", творческие вечера
Крутого и наша с ним программа «Я тучи разведу руками». И всегда аншлаги.
Сейчас еду выступать в Израиль, где уже была раньше. Потом у меня Рига и
Таллин. Америка — Торонто, Нью-Йорк (Мэдисон Сквер Гарден). Это тоже, наверное,
о чем-то говорит. А по поводу звездности могу рассказать еще один случай.
Мне поклонники подарили красивую открытку в виде солнца и написали: «Ирочка,
звезд много, а солнышко одно». Вот их оценка для меня куда важнее всяких
ярлыков и того, что я могу сказать о себе сама.
- Вы интересуетесь тем, сколько стоит билет на ваш концерт в провинции?
- Только иногда. Мои коллеги знают, что сейчас летом на курортах бывает
сложно собрать полный зал. Люди приезжают отдыхать, и у них каждая копеечка
на счету. Это, конечно, не относится к сезонам, когда к морю отправляются
богатые люди. Так вот, этим летом у меня было три аншлага в Сочи и два в Ялте.
А когда мы приехали в какой-то украинский город победнее, я увидела перед
собой две трети зала. Было очень неприятно. Когда же вышла на улицу, увидела
огромное количество людей, которые просто не смогли купить билет. Они пришли
нарядные, с детьми только для того, чтобы слушать концерт снаружи. Меня чуть
не раздавили в толпе, несмотря на охрану. Понятно, что билеты для этих людей
были просто роскошью.
- Давайте порассуждаем о карьере отечественного артиста. На Западе человека
целенаправленно лепят, начиная с нежного возраста. У нас в большей степени
играет роль везение, И еще знающие люди предупреждают молодых, что в этом
мире их будут постоянно укладывать в постель.
- Не думаю, что сегодня это главная расплата. А вот во времена застоя так
происходило сплошь и рядом. Я получила широкую известность, будучи уже не
юной девочкой, как раз потому, что отказывала. Поймите, я не осуждаю тех
людей, которые шли на это. Так же как не осуждаю женщин древнейшей профессии,
— победителей, как это ни цинично звучит, не судят. У каждого свои понятия
о достоинстве и морали. Я тоже не синий чулок, но всегда считала отношения
между мужчиной и женщиной таинством, замешенным на чувствах. А спать с кем-то
ради достижения своих целей я никогда не стала бы, хотя подобных намеков
и предложений была масса. Один известный и уже пожилой композитор заигрывал
со мной, когда его жена была в соседней комнате. Как только он понял, что
ничего не получится, тут же выяснилось, что я ему не подошла как певица.
А ведь от него зависела малость - моя поездка на какой-то фестиваль с его
песней. Представьте мое состояние, я в своем городе привыкла совсем к другому.
А здесь - взрослый дядечка, к которому я должна испытывать уважение, и вдруг
такое... У меня были очень трудные времена, но ремесленничество меня не пугало.
Я рано начала работать, когда-то была концертмейстером в хореографическом
училище. Но за это время я "нарастила мясо", стала актрисой. Теперь я могу
сыграть роль одними глазами, в которых так много накопилось за эти годы.
А от рождения на такое способны только суперталантливые люди. Может быть,
хорошо, что не искала легкого пути к успеху через чью-то постель. Все стало
получаться, когда я встретилась с Оскаром Борисовичем Фельцманом. Его-то
я тоже заранее боялась, а он оказался порядочным человеком.
— И тут уже наступил перелом в карьере?
- Да, началась моя столичная работа, но себя я еще не нашла. Я работала
с Давидом Тухмановым в группе "Электроклуб". Многое мне дало общение с Игорем
Тальковым, А потом уже наступило время, когда я смогла раскрепоститься.
Появился собственный репертуар - николаевская "Игрушка". Появилась возможность
выходить на сцену в одежде, которая мне ближе по духу, а не в закрытых платьях,
как раньше. Я придумала себе эти лохмотья, смогла открыться. Родился образ
разбитной, вместе с тем трогательной, беззащитной, своей в доску женщины.
Поэтому, когда в 92-м году в "Олимпийском" я в первый раз спускалась на
сцену по лестнице в длинном элегантном платье и перчатках, было страшно.
Но публика буквально заорала от восторга. Я поняла, что теперь у меня есть
фора популярности - я могу экспериментировать (чего мне всегда так хотелось)
и все равно рассчитывать на понимание зрителей
— А сейчас вы совсем другая. Безумно похожи на Татьяну Васильеву. Не
только внешностью, но и голосом.
— Да, я знаю. Мне даже ее муж. Георгий Мартиросян, который снимался в моем
клипе "Занавес", говорил об этом. Надо что-нибудь интересное придумать
на эту тему. Потом мне еще повезло сняться с Видовым в клипе на песню «Не
опоздай». Там я появилась с коротко стрижеными темными волосами, чем повергла
народ в недоумение - как же я выгляжу на самом деле? Это не важно. На сцене
я могу себе позволить все что угодно. Но если я сегодня шучу, то не буду,
как когда-то в 'Глупом мальчишке", прыгать у кого-то на коленях. Все меняется,
у меня сейчас другие приемы. Все равно это сцена, на которой я могу обмануть
как угодно. В жизни я другая. Могу веселиться и дурачиться в узком кругу
близких, но при этом люблю, чтобы у меня была возможность побыть одной. Посидеть
в пледике с хорошей книгой или фильмом. Совершенно не стесняюсь, что мне
нравится готовить, чтобы порадовать любимых людей. Все это мне интересно.
На сцене я часто скрываю свои чувства, кроме тех, которые скрывать не хочу,
а в жизни обмануть не могу.
— А это не мешает жить?
— Буквально вчера ночью я говорила маме, что, наверное, надо было меня
воспитать по-другому, чтобы было проще жить. Я и свою дочь нагрузила этими
принципами. И ведь, повторяю, не осуждаю никого, кто живет не по ним.
— Говорят, что интеллигентного человека отличает как раз терпимость.
— Значит, я интеллигентна. Терпимость - моя черта. И я не могу сказать,
что всегда права.
— Ни к чьим песням не приклеивают столько ярлыков "бабские", "женские",
как к вашим, поэтому о женской доле вам, наверное, все известно. Ответьте,
почему певицы так любят выскакивать за продюсеров?
— Всегда старались выйти за богатого человека. Но перед моими глазами всегда
пример моей семьи. Папа с мамой были коллегами, и они при этом очень любили
друг друга. Они никогда бы не изменили друг другу ради выгоды. Для того
чтобы сделать ремонт в квартире, папа продал свою любимую коллекцию статуэток
собак и часть библиотеки. Я это запомнила навсегда. Поэтому знала, что нужно
рассчитывать только на себя. Стремления выйти за богатого человека, чтобы
избавиться от трудностей, от работы, у меня никогда не было. Я была замужем
за Володей Дубовицким - продюсером "Электроклуба''. Но он работал на всех
нас, а не конкретно на меня. Потом уже желания выходить за человека из мира
музыки у меня не было. Я достаточно насмотрелась на этот мир.
— В шоу-бизнесе вообще есть настоящие мужчины?
— Не в обиду будет сказано моим коллегам, но я на них как на партнеров
по постели или претендентов на мою руку никогда не смотрела. Но дружить
мне легче с мужиками. Чтобы пересчитать своих подруг, мне хватит пальцев
одной руки.
— От разговоров о феминизме вам, наверное, никуда не деться, несмотря
на многозначность сего термина.
- Мой феминизм состоит только в том, что у мужчины и женщины должны быть
равные права в смысле морали. Никогда не могла понять, почему мужчине можно
изменять, а женщине — нет. Я бы стала бороться за равноправие в плане взаимного
уважения. При этом совершенно нормально, если после своего сольного концерта,
где я блистала и была королевой, дома именно я быстренько переоденусь и
побегу на кухню. Может быть, это кавказское воспитание - я же наполовину
армянка. А вот цветы и кофе в постель - это он, мужчина.
- Вы постоянно живете за городом?
- Да, уже четыре года. Я давно знаю это место, и мне всегда хотелось жить
именно там. Там сказка. Дом, который мы построили с мужем Игорем. В моей
жизни ведь было три Игоря. Первые — Николаев и Крутой. С Крутым нас, кстати,
молва и поженить уже успела. Но мой муж - это третий Игорь в моей жизни.
И не путайте. У нас дома есть две собаки, которых я безумно люблю, и очень
красивый белый кот. Дай Бог всем людям так дружно жить, как эта кошка с собаками.
Меня поражает тишина этого места, окружающая меня природная зрелость что
ли, большие старые березы, ели, сосны в снегу. Зато когда я хочу, врубаю
музыку, и соседи не стучат в стену - их просто нет. Мы переехали в этот дом
и начали его перестраивать. Жили на стройке, в грязи, поэтому этот дом -
наше детище, там часть нашей души.
- Отдыхать вы тоже любите в уединении?
- До того как мы связали наши судьбы, я вообще не умела отдыхать, всегда
связывала отдых с работой. Сейчас мы с мужем уже не первый год ездим на
Родос. Снимаем виллу на море и живем там вдвоем месяца полтора. Меня спрашивают,
не скучно ли мне. Но если мне с этим человеком было бы скучно, мы не были
бы вместе.
- Могли бы коротко описать вашу жизнь с присущей вашему языку метафоричностью?
- Жила маленькая девочка, которая выросла среди добрых, талантливых людей.
Потом она попала в большой страшный лес. Узнала, что такое неискренность,
грязь, предательство. Перед ней была большая тяжелая дубовая дверь, за которую
очень хотелось попасть и просто сказать: "Вы меня просто послушайте, может,
я что-то могу". Самой открыть тяжело, а помогать никто не хотел. Потихоньку
плечом отодвигала ее, отодвигала... И протиснулась...
Так все и было. Домой к нам приходили такие всеми любимые люди, как Шмыга,
Магомаев. Мне довелось встретиться с Хачатуряном, Ростроповичем, который
как-то перед журналистами пошутил, что самое его яркое впечатление от Баку
— эта маленькая девочка. Потом Москва, дяди с потными руками. Помню, что
проезжала мимо телецентра, и он представлялся мне великолепным дворцом. А
сейчас, когда зовут на съемку, думаешь: "Боже, как же далеко ехать".
- Обманули в конце концов Москву?
- Наверное, это не обман, а игра. Сначала она меня обыграла, потом я ее
стала обыгрывать. А теперь живем вместе, сосуществуем. Точнее, дело не конкретно
в Москве, а в этом самом шоу-бизнесе. Я очень не люблю этого слова...
«МК» 21.02.98 Владислав Тарасов
BACK/НАЗАД
MENU/МЕНЮ