Хрустальная туфелька для Ирины Аллегровой
Иногда довольно любопытно потолкаться в толпе поклонников, поджидающих своего кумира: кто с цветными постерами, а кто просто с газетными вырезками в руках. Узнаешь массу таких невероятных подробностей из "звездной жизни", что, в конце концов, в опухшем мозге все смешается, как в доме у Облонских: то ли Алла Пугачева - внучка Маргарет Тэтчер, то ли Дима Маликов помолвлен с дочкой Пола Маккартни?.. Но стоит появиться "звезде", почитатели стремглав бросаются к ней, бросив салонные пересуды и теряя светский вид. Девчонки, девчонки! Дайте же человеку перевести дух!
Но Ирина Аллегрова, кажется, не без удовольствия оставляет свои размашистые автографы на плакатах. Их счастливые обладатели не сводят глаз с певицы: такая яркая, красивая, словно принцесса на балу.
- Скорее уж Золушка: усталая, мокрая насквозь, - иронизирует Ирина после концерта в гримерной. - Но это хорошо, если поклонники ничего не замечают.
- Наверное, подобное обожание повышает ваш тонус?
- Конечно, артист немыслим без здорового тщеславия. В нем самой природой заложена естественная потребность нравиться. А если тебе ничего этого не нужно - цветов, аплодисментов, восторга публики, - сиди дома, на сцене тебе делать нечего!
- Признайтесь, вы наверняка получаете множество писем, от поклонников с предложением руки и сердца?
- О да, немало.
- А что вы делаете с этими посланиями?
- Читаю. (Смеется.) И складываю в ящичек. Конечно же, я благодарна всем своим слушателям. Но особенно моим девчонкам. Ведь ни для кого не секрет, что девушки всегда тяготеют к исполнителям-мужчинам. Мало кто из певиц трогает женскую часть публики. Поэтому мне очень приятно видеть, как девчонки танцуют на моих концертах или просто подпевают: значит, задело, значит, я добилась своего!
- Ира, а случалось видеть в зале слушателя с таким кислым видом, что хоть плачь?
- Случалось, конечно. Когда вижу такое лицо, меня начинает немножко "ломать". Но я всегда вспоминаю слова своего отца, артиста оперетты: "На любом спектакле не редкость такая хмурая личность с непробиваемым выражением лица. Но мастерство
актера в том и состоит, чтобы растормошить, завести именно такого зрителя". Когда мне это удается, чувствую себя просто счастливой. Ну а уж если женщины, растрогавшись, плачут - это вообще высший пилотаж!
Свидетельствую: не одна расчувствовавшаяся зрительница, в основном в возрасте элегантности, прикладывала во время Ириного выступления платочек к повлажневшим глазам.
- Господи, это же так понятно! Посмотрите, как тяжело приходится нашей бедной русской женщине: все на ее хрупких плечах! Поэтому мне хочется, чтобы, придя на концерт, она забыла все свои горести за стенами зрительного зала, почувствовала себя женственнее, обольстительнее.
Я не люблю антрактов. И знаете, почему? Если раньше артисты боялись, что зрители вместе с бутербродом "зажуют" свои впечатления от концерта, то я не хочу, чтобы после моего концерта женщины полегчавшей походкой пошли в буфет и ... ничего там не увидели!
- А у вас самой хватает сил на хозяйственные дела?
- Сил-то, может, хватает, а вот времени... А вообще-то я очень люблю дом, уют в нем. Обожаю готовить вкусные - чаще восточные - блюда: сациви, плов. И, конечно, поесть.
- А как же диета?
- Одно время я пыталась худеть, но бросила это занятие. Мне кажется, важно быть такой, какой тебя создала природа, пусть даже с какими-то неправильностями. Меня, например, раньше обвиняли в том, что я косолапо хожу...
- ?!
- Да-да. А я отвечала: "Ходила и буду ходить! Может, в этом и есть моя изюминка?" Ну, надену я туфли на шпильках и пройдусь, как манекенщица. Разве это прибавит что-нибудь моей индивидуальности? Не хочу быть на кого-нибудь похожей. Надо оставаться верной самой себе!
Сразу вспомнилось, что Ирина Аллегрова родилась 20 января - на стыке серьезного консерватора Козерога и оригинального бунтаря Водолея. Совмещает ли она в себе все эти качества?
- Так оно и есть. Думаю, что я полная противоположность тому, что представляю на сцене. Но я нисколько не притворяюсь, нет! Просто, выходя на публику, я становлюсь раскованнее, а переступая порог собственного дома, превращаюсь в другую Иру, домашнюю, что ли.
- По Хайяму, "все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе". Имидж, который вы исповедуете на сцене, вызывает в памяти строки другого поэта: "Все говорят: "Роза - злючка!", шипы ей поставив в укор. Но ее беззащитны колючки, и шелка нежней их укол" Откуда такое сочетание непринужденной раскрепощенности с трогательной беззащитностью?
- Я так благодарна за эти строки! Так похоже на меня! Ведь я очень обидчивая, меня легко задеть. Порой обижает непонимание некоторыми людьми того, что я хочу сказать со сцены. Неприятно, когда ту раскрепощенность, о которой вы говорите, путают с вульгарностью, вероятно, не совсем понимая значение этого слова. В Тбилиси на моих концертах сидели очень пожилые грузинские женщины. Так в их глазах я не увидела осуждения. Разве такое было бы возможно, покажись я им в чем-то вульгарной?!
Наверное, за щитом раскованности пытаюсь скрыть свою ранимость. Когда-то довелось узнать, что такое предательство и неблагодарность. Жизнь научила защищаться. Ведь не всегда мне пели медные трубы...
Путь к фанфарам пролегает, как известно, сквозь огонь и воду. Прежде чем начать работать самостоятельно, Ира была солисткой популярного "Электроклуба". С приходом в группу основного ядра старого "Форума" - Александра Назарова и Виктора Салтыкова - Аллегрова оказалась в тени.
- У ребят была своя музыка, свой стиль. Мне же всегда хотелось немножко другого: теплого, нежного, "бабьего". Но в группе вся ставка делалась на Витю Салтыкова. Представляете мое существование рядом с девчоночьим королем?! Но так получилось, что рядом с ним и меня заметили. Все время приходилось отстаивать свое, убеждать в том, что и я что-то могу. И вот Саша Назаров сделал для меня "Темную лошадку", которая понравилась молодым поклонникам "Электроклуба". С этого все и началось...
Наша трудолюбивая Золушка начала выбиваться в принцессы. Но, чтобы испытать подлинный триумф на балу песни, не хватало доброго принца с хрустальными башмачками, ведущими прямо к успеху. И такой принц нашелся.
- Мы давно дружили семьями с Игорем Николаевым. Однако наши творческие пути не пересекались. Как я теперь понимаю, все это время он присматривался ко мне, следил за моей работой. И вот решил рискнуть. Первый эксперимент - песня "Игрушка" - был удачным. Потом Игорь писал уже специально для меня, в каждой песне словно описывая частичку моей жизни.
- Героинь ваших песен часто недооценивают мужчины. Почему все так минорно?
- Наверное, потому, что я сама не мажорный человек. Слишком серьезно отношусь к жизни. Порой это даже мешает. Действительно, почти все песни, за исключением, пожалуй, "Глупого мальчишки", с грустинкой. Вероятно, такой видится Игорю Николаеву моя лирическая героиня. В этом нет ничего страшного: главное, чтобы "печаль была светла".
- А вам никогда не хотелось изменить своей героине и спеть, допустим, песню протеста?
- Никогда! Песни с публицистическим накалом поют и без меня, некоторые делают это даже прекрасно. А я женщина. Мне ближе чувства, лирика. Не так уж много всего этого осталось на эстраде и в жизни.
- Ира, а что вас смущает в состоянии нашей эстрады? Кого вы слушаете с удовольствием?
- Смущает многое. Засилье непрофессионализма, например. То, что многие исполнители не свое сокровенное несут зрителю, а лишь стремятся показать себя. На слушателей, особенно юных, столько всякого сейчас выплескивается! Нам с вами это уже не опасно: мы росли на "Битлз", классической музыке. (Ирина окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу фортепиано). Мы сумеем отличить зерна от плевел. А девочки и мальчики, которые с детского сада не знают ничего, кроме песен-однодневок? Сомневаюсь.
Что касается моих музыкальных пристрастий, то это и Алла Борисовна, и Дайана Росс, и Барбара Стрейзанд и Стинг и многие другие. Но никогда не пыталась никому подражать. Каждый исполнитель откладывался в душе и давал свой росток. Мне нравится все оригинальное, выламывающееся своей непохожестью. Вот, например, Сергей Пенкин. Яркая индивидуальность, личность. Ведь именно это и привлекает в любом артисте.
Может быть, песни, которые я исполняю, не несут какие-то уж очень великие художественные ценности, но, надеюсь, и не испортят вкуса. Вот сейчас я вновь выйду к зрителям и буду счастливой, если они вместе со мной споют "Странника".
За стенами гримерной уже слышны звуки следующего концерта. При таком напряженном темпе жизни, вероятно, не остается времени ни на отдых, ни на общение?..
- А я мало с кем общаюсь. Остались только самые стародавние, со школьных времен - не люблю слово "подруги" - друзья. В свободную минуту люблю почитать. У меня прекрасная библиотека, которой я горжусь. Правда, не так давно она понесла потери по вине пса с аристократическим вкусом: съел несколько уникальных книг! Обожаю ездить на машине. Когда бываю в отъездах, скучаю по ней. После долгого отсутствия всегда приятно возвращаться домой, в Москву.
Ну а если помечтать, то в каком городе вам дышалось бы привольнее всего?
- В Париже! (Смеется.) А если серьезно, то здесь, на родине, у меня есть то, о чем я мечтала. Я стремилась к успеху и теперь купаюсь в нем!
Еще мгновенье - и вновь под звуки медных труб выпорхнет на сцену бывшая Золушка в хрустальных туфельках. Не тревожьтесь: они ей впору!
Э.Гарипова.
Фото А.Вахромеева.
"Нижегородские новости" 13 июля 1991 г.
BACK/НАЗАД
MENU/МЕНЮ