Ирина Аллегрова: Мне в творческой судьбе везло, и все же…
При упоминании ее имени неизменно говорят: "Она звезда, она актриса…" Преданность ее поклонников не измеряется даже временем. А цветам, которые зрители приносят на ее концерты, нет числа. "Да она просто везучая!" – доносится вслед. Однако сама певица считает, что ее творческая судьба – это не только везение…
– Многое в моей жизни – от родителей, которые, вопреки расхожему представлению об актерских семьях, были для меня не только крепкой и счастливой семьей, но и каждым днем своей жизни дарили мне понимание о том, что такое искренняя и верная любовь.
– И все-таки каждый из них при этом был необычным и одаренным человеком, способным ради искусства совершить настоящий поступок…
– Это правда. И для меня самый яркий пример этого – мой папа. Когда ему было двенадцать лет, он, никому ничего не сказав, взял и убежал в цирк. И прежде чем его разыскали и вернули домой, он успел получить псевдоним "Аллегрис" с намеком на свою неугомонность. Потом, став уже артистом оперетты, он взял себе фамилию Аллегров. Именно с этой фамилией я и родилась…
– Рассказывают, что и ваш дедушка был необычным человеком…
– Да, в юные годы он приехал из Баку учиться в инженерной академии Санкт-Петербурга. Но именно тогда влюбился в мою красавицу бабушку, которая тем временем пятнадцатилетней девочкой выходила замуж за его дядю. И когда он узнал, что его любимая овдовела, то тут же вернулся домой и женился на двадцатилетней вдове с четырьмя детьми на руках. Они любили друг друга. И у них было еще четверо своих детей. И всех их дед поставил на ноги, за исключением одной девочки, которая, к сожалению, умерла в раннем возрасте.
– Папа – актер и режиссер, мама – певица оперетты. Почему же все-таки вы не пошли по их стопам, как это чаще всего случается с детьми артистов?
– Знаете, мои родители мечтали, чтобы я стала пианисткой. И поэтому в детстве мне пришлось выдержать одиннадцать лет музыкальной муштры в ЦМШ при Бакинской консерватории. Но однажды я поняла, что это не мое. К тому же каждое лето, когда родители уезжали с театром на гастроли, мы, дети актеров, принимали участие в массовках спектаклей. Итак, в двенадцатилетнем возрасте в спектакле "Цыганская любовь" я впервые вышла на сцену и… почувствовала ее очарование и вкус. Помню, за эту маленькую роль я получила свою первую зарплату – десять рублей, на пять из которых купила сувенир – прозрачную пластмассовую ракету. Я храню до сих пор как талисман, как память о том, что привело меня на сцену.
– Иными словами, вам хотелось сделать свой собственный выбор, и вы его сделали?
– Именно так, поскольку я убеждена, что каждый человек самостоятельно должен прийти к пониманию того, чему он готов посвятить всю свою жизнь. Ведь этот выбор – не просто принцип, не просто позиция, это очень важный вопрос самому себе: "А что я на самом деле могу, чем способен принести пользу?"
– И все-таки как у любого одаренного человека творческое начало проявляется в самых разных сферах вашей жизни. Стоит хотя бы упомянуть о доме, построенном вами в поселке Ватутинки – настоящее произведение искусства, о котором не раз писали в прессе и рассказывали ваши коллеги…
– Ну… дом – это дом. Я, признаться, вообще человек непубличный. И любым светским раутам предпочитаю домашние посиделки. А вообще в свой дом я всегда возвращаюсь, как в дом – с гастролей, из дальних поездок, в хорошем или плохом настроении. Для меня самое важное – ощутить, что в его стенах живет душа, что дом – это то место, где мне всегда будет хорошо и спокойно. Может быть, поэтому, когда отсутствовать дома приходится хотя бы неделю, я начинаю по-настоящему страдать.
– Говорят, вашей "творческой лабораторией" является даже собственная кухня…
– (Смеется) В чем-то да. Кухня – это то место, где я могу полностью расслабиться и ни о чем не думать. Именно сюда я прихожу, когда нужно справиться с плохим настроением и успокоить нервы. Я называю это кулинаротерапией. И когда меня спрашивают: "Скажите, Ирина, есть ли у вас самый любимый рецепт блюд?", – я отвечаю: "Да нет у меня никакого рецепта, потому что любимые рецепты придумывают те, кто не умеет на кухне творить!"
– А вы именно творите?
– Да, я творю. Это моя потребность. И каждый раз, принимаясь что-то готовить, я никогда не знаю, что получится в итоге, потому что, сами понимаете, процесс творчества зависит от настроения, вдохновения, желания создавать что-то новое и необычное. В этом и заключается его очарование.
– Помнится, на заре вашей карьеры сценические костюмы от Ирины Аллегровой отличались своей новизной и необычностью…
– Это точно! Я первой начала клеить и клепать на джинсовые костюмы камни и металлические бляшечки, потом стала сочетать несочетаемые на первый взгляд ткани – шифон, кружева, кожу, джинсу и замшу. Все тогда удивлялись: это эклектика! А через несколько лет (безумно смешное совпадение, уж простите!) Версаче восхитил мир именно такой же эклектикой, сочетая кожу, кружева, металл и камни. Сначала это было в диковинку, но совсем скоро этими лоскутами прониклись ведущие модельеры мира.
– Значит, вот как рождается будущий успех – в тишине кухонь и самых на первый взгляд обыкновенных предметов, окружающих нас в жизни?
– Пожалуй, да.
– Скажите, в творческом процессе вы всегда полагаетесь только на себя?
– Когда-то мне казалось, что каждая моя песня – это маленький спектакль. И я – его единственный актер и режиссер, которому суждено пережить каждое слово этого спектакля, каждую радость его и боль. Но мой папа всегда говорил, что у настоящего актера должны быть свой режиссер и возможность профессионального взгляда со стороны.
– Такая возможность у вас сегодня есть?
– Да, есть. Сегодня судьба подарила мне талантливого режиссера и композитора Алексея Гарнизова, сотрудничество с которым в немалой степени помогает мне находить новые образы и новое мироощущение на сцене. Однажды я сказала Гарнизову, что, наверное, никогда не смогла бы сыграть роль в театре, ведь образ героини необходимо пронести через весь спектакль. На что он ответил: "Еще неизвестно, где легче! Ведь в концерте нужно исполнить множество маленьких ролей – одну за другой. И прожить каждую роль за какие-то пять-семь минут. А это не так уж и просто, ведь сцена не прощает ни фальши, ни предательства".
– И все-таки в вашей творческой судьбе было немало талантливых людей, многие из которых определили целую эпоху в советской эстраде…
– Да, это верно. Мне посчастливилось работать с Оскаром Фельцманом, Давидом Тухмановым, Игорем Николаевым, Виктором Чайкой, Игорем Крутым, Аркадием Укупником, Евгением Муравьевым и многими другими замечательными людьми и настоящими профессионалами, каждый из которых в той или иной степени оказался тем самым профессиональным взглядом со стороны. А творческий союз с ними оставил неизгладимый след в моей судьбе.
– Все песни вашего нового альбома "С днем рождения!" написаны Алексеем Гарнизовым, а тексты к этим песням – Евгением Муравьевым. На сегодня вы можете назвать сотрудничество с этими авторами творческим союзом?
– Конечно. Расскажу вам небольшую историю: в альбом "С днем рождения!" вошла песня "Одинокая". И когда авторы показали мне эту песню, я была так искренне тронута и так взволнованна ощущением очень близкого мне образа, что, право, не смогла сразу найти слов. Настолько точно авторы почувствовали и передали в этой песне то, что мне близко. И все-таки добавлю, настоящий творческий союз – это не только авторы и исполнители песен. Это и слушатели, которые ждут моих новых альбомов, с которыми я могу поговорить снова и снова как с самыми близкими и желанными людьми. Ведь в каждой песне я пою об их жизни, помогая многим из них справиться с трудностями и отыскать правильную дорогу в своей жизни. Ведь в каждой песне – частичка и моей жизни тоже.
– Именно поэтому новый альбом "С днем рождения!" вы создавали вместе со своими слушателями?
– Пожалуй, да. Во время гастролей, которые проходили в последние месяцы перед выпуском диска, мы специально устраивали что-то вроде игры со зрителем: собирали их объективные пожелания о том, какую из новых песен они хотели бы услышать в новом альбоме. И потом уже работали исходя из их пожеланий. Причем в то время, когда диск еще не был выпущен, на песни с него уже приходило очень много заявок на радио, телевидение в основном от зрителей, которые были на моих последних концертах. Вот, кстати… мне рассказали одну очень трогательную историю, как однажды на радиопередачу пришла заявка из детского дома на песню "День рождения". Представляете, чтобы поздравить своего товарища, из всех песен дети выбрали именно эту.
– В результате все пожелания были учтены?
– Почти все. Хотя, например, очень многие хотели услышать на диске песню "Осень". Но мы посчитали, что для готовящегося альбома она будет несколько грустной. И поэтому сейчас, после выхода диска "С днем рождения!", у нас родилась задумка выпустить отдельно альбом лирических песен.
– Скажите, а название диску "С днем рождения!" дала просто одна из его песен?
– Нет, название, конечно же, было неслучайным! Ведь день рождения – это один из любимейших праздников для каждого человека. А у меня, так сложилось, этот праздник длился весь последний год, который начался символически с закладки моей звезды на Аллее звезд, а закончился презентацией в конце октября нового диска.
Для меня этот год – юбилейный, он – подведение очередных итогов творческой деятельности. Поэтому и песни для альбома подбирались соответствующие – легкие, теплые и праздничные. К тому же этим названием я получила возможность пригласить на свой праздник тех, кто все эти годы был со мной рядом и помогал мне в моем творчестве.
– Принадлежать своему слушателю – это работа или призвание?
– Это большая ответственность перед теми, кто любит и ценит твое творчество. Это жизнь нараспашку, жизнь на разрыв. Поэтому я очень серьезно отношусь к своей профессии. И знаю, что мой слушатель верит мне. Люди просят совета, благодарят и делятся своими радостями. Особенно женщины! Сколько добрых писем я получаю от них. Знаете, у меня есть письма (их пара сундуков!), которые я храню очень и очень бережно.
– Вы сказали о жизни нараспашку. Тем не менее в отличие от многих звездных людей вы традиционно умалчиваете о самом сокровенном – своей личной жизни. Почему? Ведь вашим поклонникам это было бы весьма интересно…
– Я считаю, что в человеке не все необходимо выставлять напоказ. Что-то непременно должно остаться внутри. И вопрос даже не в том, боюсь я говорить о вещах, составляющих мою личную жизнь, или не боюсь. Вопрос в том, чтобы мой слушатель ощущал во мне тот образ, который я стремлюсь донести до него. Ведь, по большому счету, неважно, чем артист живет за кулисами. Важно, чтобы каждый человек, сидящий в зале, отыскал в его песнях и его образе что-то похожее на свою жизнь, а ощущение близких судеб помогло ему стать добрее и лучше. Разве не для этого мы выходим на сцену? Сегодня на эстраду приходит немало певцов, которые не задумываются над этими очевидными истинами, считая, что жизнь в искусстве – это всего лишь вопрос удачи и профессиональной работы продюсеров. На самом же деле у них впереди очень тяжелый и трудоемкий путь истинного утверждения в профессии, где будет место и разочарованиям, и сломанным судьбам. Большого артиста нельзя вырастить в тепличных условиях. Это труд и ответственность перед своим предназначением. Я считаю, что мне в творческой судьбе, конечно же, часто везло. И все-таки у меня оказался очень непростой путь самоутверждения. А по-другому, поверьте, и не бывает.
– Ваш внук в своей песне как-то заявил, что из всех "поющих бабушек" его бабушка поет лучше всех…
– (Смеется) Да, такое было. И знаете, после таких слов ребенка какие-либо комментарии становятся излишними. Ведь утверждая это, он имел в виду не цветы и поклонников, а говорил об искренности и состоянии моей души. А это самая высокая оценка моему творчеству.
Мила Тучина
"Вечерняя Москва" #223 (24268) от 29 ноября 2005 года.
Фото из фототеки "Вечерней Москвы"
BACK/НАЗАД
MENU/МЕНЮ